Музей
ГБПОУ "Челябинский автотранспортный техникум"

Приветствие

В музее ЧАТТ хранятся и изучаются ценные предметы и документы о людях нашего учебного заведения, имеющие историческое и научное значение.

Музей открыт 5 мая 1984 года. Он формирует активный интерес к истории боевой и трудовой славы Челябинского автотранспортного техникума. Здесь можно познакомиться с работой нашей ветеранской организации, с директорами, с преподавателями и выпускниками военных лет, работой ВПК «Русичи», ВПК «Ратибор», со спортивной жизнью техникума, с ветеранами, имеющими звания «Почетный автотранспортник», «Почетный работник транспорта России», «Почетный дорожник».

Уважаемые посетители, актив музея приглашает принять участие в сборе, исследовании, обработке и оформлении материалов, по истории нашего техникума.

Руководитель музея
Елена Васильевна Хорошутина
Наш музей находится в здании Челябинского автотранспортного техникума, по адресу:

г. Челябинск, ул. Энгельса, д. 79
Телефон: +7 (351) 262-87-56

Прилагаемые документы

Положение о музее Скачать

Благодарность Скачать

Презентация о музее Скачать

Конкурсные материалы

Музейные находки: "Ветеран ЧАТТ Андриевский В.И."
Авторы: Анфиногенова Ю.В., Хорошутина Е.В.
Скачать

История создания техникума

Челябинский автотранспортный техникум был основан 1941 г., на основании Постановления Комитета по делам Высшей школы при СНК СССР от 11.06.1941 г. №038.

Поначалу техникум решено было разместить в помещении комбината Трансэнергокадры и он занимал 8 аудиторий, не было необходимого оборудования для мастерских.

Затем было решено разместить техникум в единственном одноэтажном здании по ул. Клары Цеткин. В нем было 7 учебных аудиторий. Оснащение материальной и учебной наглядностью было примитивным и ограниченным.

В 1945 году всё здание было отведено под аудитории техникума, вскоре силами техникума были оборудованы слесарные и механические мастерские, была лаборатория по ремонту и рядом еще меньшая лаборатория технического обслуживания автомобилей, в распоряжении техникума тогда было два автомобиля: грузовой и легковой.

С 1954 г. по 1963 г. техникум располагал единственным 2-х этажным деревянно-рубленым зданием общежития на 60 мест. В комнатах проживало по 5 – 6 человек, на каждом этаже было по одной общей кухне.

В начале 1964 г. проходило заселения и освоение только что построенного 4-х этажного здания общежития на 320 мест. На каждом этаже размещалось по две кухни. Помещения для сушки и стирки одежды, комнаты отдыха и рабочая, для подготовки к занятиям.

Позднее, через 2-3 года, началось оборудование и освоение помещений медицинского пункта. В одной из 3-х комнат размещался изолятор. Когда медицинский пункт был приведен в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями – им можно было гордиться.

Руководители техникума

  1. Джангазин Садык Каримович (1941 — 1943 гг.)

  2. Скребуха Петр Иванович (1944 — 1955 гг.)

  3. Дорофеев Андрей Яковлевич (1955 — 1978 гг.)

  4. Рунг Эрвин Рейнгольдович (1978 — 1982 гг.)

  5. Файзагалямов Михаил Иванович (1982 — 1989 гг.)

  6. Филатов Владимир Федорович (1989 — 1990 гг.)

  7. Гришин Алексей Владимирович (1990 — 2010 гг.)

  8. Гонтарев Евгений Петрович (2010 — по настоящее время)

Преподаватели военных лет

В военные года возросла потребность в квалифицированных кадрах, знающих автомобильное дело. Создание прочной материальной технической базы стало необходимостью. Преподаватели передавали весь свой опыт будущим специалистам.

  • Деньгин В.З. – преподаватель черчения, экономики и организации учета;

  • Гречанинова И. А. – преподаватель русского языка и литературы с 1944 г.;

  • Бибиков Е.С. – зам. директора, преподаватель электротехники с 1941 г.;

  • Привалов Л.Н. – преподаватель черчения, награжден двумя орденами Красной Звезды и двумя серебряными крестами Польской Народной Республики, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», польской медалью «Свобода и независимость»;

  • Ваганов Г.И. – участник Великой Отечественной войны, ветеран труда;

  • Хасанов М.Б. – мастер производственного обучения, участник Великой Отечественной войны, ветеран труда;

  • Козлов Е.И. – преподаватель теории автомобилей, награжден медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;

  • Дружинин А.В. – преподаватель электротехники;

  • Барсуков И.В. – преподаватель технологии металлов, награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета», медалями «За боевые заслуги», «XX лет Советской Армии», «100 лет со дня рождения В.И. Ленина»;

  • Марков Н.А. – преподаватель по военно-политической подготовке, подполковник в отставке, участвовал в освобождении Киева, Польши, за боевые действия и дальнейшую службу имеет два ордена и 13 медалей;

  • Лапатухин И.С. – учился в политехническом техникуме в г. Витебске, в начале войны эвакуировался, работал токарем. В ноябре 1943 г. несмотря на бронь, ушел добровольцем. Направили в полковую школу Белорусского фронта, после чего участвовал минометчиком в боях. В 1951 г. Вступил в ряды КПСС, в 1963 г. Демобилизовался, работал инженером, с 1972 г. – преподавал в техникуме.

Card image cap

Преподаватели военных лет

Динамика развития техникума в послевоенные годы

1941 - Открыта специальность "Ремонт и эксплуатация автомобилей"

1960 - Открыто заочное отделение

1963 - Открыта специальность "Эксплуатация автомобильного транспорта"

1967 - Открыто вечернее отделение

1969 - Открыта специальность "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог"

Более чем за 35-летнюю историю, техникум подготовил более 6 365 специалистов, в т.ч. 87 с отличием.

На конец 1977 года время контингент учащихся составлял 2 200 человек, в т.ч. 1 200 человек на дневном отделении

  • В 1941 году в техникуме работало преподавателей 11
  • В 1977 году в техникуме работало преподавателей 87

Учащиеся техникума - фронтовики

  • Астахов Сергей Евгеньевич – в 18 лет направлен в военное училище. Боевой путь начал в 1943 г. под Ржевом, в разгар боев. Освобождал Витебск, Великие Луки. В июле 1944 г. был тяжело ранен. Ему ампутировали ногу и комиссовали. За боевые заслуги награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

  • Еремин Петр Платонович – в 1941 г. поступил в ЧАТТ. Практику проходил слесарем на заводе им. Колющенко. В 1943 г. добровольцем ушел на фронт в спецвойска секретного оружия. Первый бой был в 1943 г. за Киев. Потом освобождал Польшу, Германию. Штурмовал Берлин и Прагу. После войны стал старшиной. Демобилизовался в 1949 году. Учился в ЧПИ.

  • Шиганов Ахмет Файзулович – в 1944 году закончил техникум, попал в автобатальон в Саратове, потом отправили в Сталинград. После войны окончил учебу.

  • Чеканцев Андрей Николаевич – поступил в техникум в 1941 году, ушел на фронт в 1943 г., воевал 1943 – 1944 годы.

  • Бахарев Иван Федорович – в ноябре 1941 года поступил на военный завод учеником токаря. Стал бригадиром-настройщиком; обучал молодежь.

  • Кочетков Виктор Васильевич

  • Суханов Борис Александрович

  • Епифанов Владимир Александрович

  • Столер Анатолий Иванович

Card image cap Card image cap

Работали по 12 – 15 часов в сутки. Выпуская снаряды для пушек.

В годы войны в техникуме была одна группа по ремонту и эксплуатации автотранспорта. В ней были Кочетков В.В., Родин, Русанов, Голощапов, Попов и другие. Днем учились, вечерами работали в депо, чистили дороги, сколачивали ящики для снарядов. Практика была на заводе им. Колющенко, делали заготовки ракет для «Катюши». Успевали и спортом заниматься и концерты устраивать.

Они закончили ЧАТТ и работали в нём

  • Зырянов Г.И. – в 1941 г. поступил в техникум, имеет правительственные награды. 9 мая 1945 г. получил медаль «За освобождение Праги» и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», 2 мая 1945 г. получил медаль «За взятие Берлина».

  • Крестьянинов Владимир Геннадьевич – успешно сдав экзамены, в 1947 г., поступил на 2-ой курс техникума, успешно окончил. С 1973 г. выдвигается на должность зам. начальника, потом на должность зам. генерального инженера объединения. За участие в разработке и внедрение новых изделий Указом Президиума Верховного Совета СССР от 07.11.1982 г. ему присвоено звание лауреата Государственной премии СССР (1983). Под его руководством подготовлено производство 254 видов изделий, многие из которых имеют конструкторские и технологические решения, осваиваемые впервые в стране. Впервые в отрасли для изготовления детали «корпус» создал комплексно-механизированный цех с замкнутым циклом обработки. Имеет 5 авторских свидетельств на изобретения.

  • Григорьев Д.Д. – инструктор по вождению.

  • Беспалов В.Е. – инструктор по вождению.

  • Зинченко Е.С. – инструктор по вождению.

  • Соболев В.А. – зам. директора по УПР.

Card image cap

Выпускники 1944 года

  • Быдеровский Савелий Ионович – выпускник 1944 г. лауреат Государственной премии СССР. Учился в ЧАТТ и МАМИ. Член КПСС. С 1963 г. работает в ЦНИИПодземмаш, имеет знаки Шахтерская слава 3-й степени, дипломы и медали ВДНХ, орден Трудового Красного Знамени, медаль и диплом лауреата Государственной премии СССР и другие поощрения и награды, а также около 40 научно-технических публикаций, более 30 авторских свидетельств на изобретения.

  • Хромов Иван Владимирович – окончил техникум в 1944 г. с отличием. Был старостой группы. В 1950 г. закончил с отличием Челябинский механико-машиностроительный институт. В 1950 – 1951 гг. – конструктор на Уралвагонзаводе; в 1951 – 1955 гг. – первый секретарь Нижне-Тагильского горкома ВЛКСМ; В 1954 г. был делегатом XII съезда ВЛКСМ, имеет ордена и награды. В 1955 – 1970 гг. – заместитель начальника цеха, секретарь парткома Уралвагонзавода; в 1970 – 1971 гг. – второй секретарь горкома КПСС; в 1971 – 1978 гг. – главный инженер Уралвагонзавода; в 1978 –1982 гг. – директор Свердловского научно-исследовательского технического института (СНИТИ); в 1983 – 1994 гг. – главный специалист в аппарате уполномоченного Госплана СССР по Уральскому экономическому региону; с 1994 г. – ведущий инженер Института машиноведения УрО РАН. Руководил работами по изготовлению цельнометаллических полувагонов на подшипниках качения, реконструкцией и развитием мощностей по их производству; реконструкцией технологических линий на выпуск танков Т-72. Имеет 6 авторских свидетельств на изобретения. Автор 20 печатных работ.

  • Локшин Наум Захарович – в 1944 г. окончил техникум с отличием. Был первым секретарем комсомольской организации техникума. В этом же году он поступил в Механико-машиностроительный институт на автотранспортный факультет по специальности КТМ. Затем работал в Омске на заводе им. Ворошилова.

  • Евдокимов Василий Иванович – в техникум поступил в 1941 г. после окончания 7 классов. В 1944 г. На «отлично» защитил дипломный проект на тему «Переоборудование автомобиля «ГАЗ-АА» на сжатый газ» и в этом же году поступил в Механико-машиностроительный институт. В 1967 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. С 1973 г. работал директором в Приволжском филиале научно-исследовательского института автомобильного транспорта.

Card image cap Card image cap Card image cap Card image cap
Выпускники 1944 года (на базе 7 классов)
  • Антипова Надежда Константиновна

  • Блинов Иван Трофимович

  • Быдеровский Савелий Ионович

  • Воробьев Александр Прокопьевич

  • Голов Владимир Павлович

  • Дабдин Петр Дмитриевич

  • Даурцева Таисия Алексеевна

  • Деньгина Екатерина Зосимовна

  • Евдокимов Василий Иванович

  • Жданов Игорь Николаевич

  • Жукова Тамара Сергеевна

  • Захаров Николай Александрович

  • Захарова Екатерина Николаевна

  • Зубарева Валентина Петровна

  • Ивашина Матрена Евдокимовна

  • Карелина Клавдия Петровна

  • Карпачев Юрий Вениаминович

  • Киселев Алексей Макарович

  • Криницын Евгений Яковлевич

  • Криушов Юрий Федорович

  • Крылкин Виктор Семенович

  • Кунгурцев Владимир Иванович

  • Лаврентьев Михаил Петрович

  • Локшин Наум Захарович

  • Мишакин Виктор Степанович

  • Соколов Николай Васильевич

  • Хотин Петр Парфирьевич

  • Чернаков Михаил Георгиевич

  • Чичелянов Виктор Терентьевич

  • Шигапов Ахмет Фанзулович

  • Щестеряков Николай Семенович

  • Щибрик Иван Прокопьевич

Не стареют душой ветераны

Образование - лицо разума

Спортивная жизнь техникума

Знамя Челябинского автотранспортного техникума

Card image cap

Выполняем интернациональный долг

Военно-патриотическое воспитание

История создания музея боевой и трудовой славы техникума

Бабина Светлана Николаевна

Работала в техникуме с 1971 г. преподавала предмет «Экономика, организация и планирование дорожного строительства».

Окончила институт физической культуры и спорта в г. Ереване, имела звание «Мастер спорта СССР» по плаванию, затем закончила Московский финансово-экономический институт, всю свою жизнь посвятила преподавательской работе. В техникуме являлась председателем предметно-цикловой комиссии строительных дисциплин. Любимое занятие – это работа по дипломному проектированию. Работала заведующей подготовительных курсов. С 1984 г. являлась организатором музея боевой и трудовой славы техникума.

Кабакова Зоя Ивановна

После окончания школы поступила в Магнитогорский горно-металлургический институт, который закончила в 1958 г. после окончания института была направлена на работу в г. Копейск. Работала на шахте мастером ОТК, затем в Копейском горном техникуме преподавателем. При переезде в Челябинск работала в НИИОГРе. С 1973 г. работала в «Челябинском автотранспортном техникуме» преподавала предметы «Геология и грунтоведение» и «Буровзрывные работы». Является председателем совета ветеранов техникума.

Трахтенберг Инна Георгиевна

Училась после школы в Московском институте инженеров транспорта (МИИТе) на факультете «Промышленного транспорта». Совершенствовалась в московском автодорожном институте. В 1975 и 1984 гг. до техникума работала в проектном институте «Гипромез» в отделе «Генеральных планов и транспорта». Проектировала генеральный план Уфалейского завода по ремонту металлургического оборудования, автодорогу в Аэропорт с ЧМЗ, автодороги по области в Уфалее, Сатке, Аше, Чебаркуле.

Хобби – фотография, кулинария и садоводство. Любит слушать и читать классику. Председатель совета музея, преподаватель.

Хорошутина Елена Васильевна

После окончания школы поступила в библиотечный техникум в г. Бузулуке, Оренбургской области. После окончания техникума, поступила в «Институт культуры» в г. Челябинске. Преподает предметы: «Этика, эстетика», «История родного края».

С 1995 г. по 2019 г. являлась руководителем музея. С 1975 г. по 2019 г. работала заведующей библиотекой техникума.

Card image cap Card image cap

Григорий Иванович Ваганов

Григорию Ивановичу Ваганову – 95 лет. Несмотря на солидный возраст, наш герой бодр и помнит каждый миг того ужасающего Курского сражения.

Григорий Иванович преподавал военную подготовку в автотранспортном техникуме.

Выйдя на заслуженный отдых, уважаемый ветеран многие годы продолжал трудиться. «Тебе что пенсии не хватает?», – спрашивали у него знакомые. «Пенсии мне хватает, не из-за денег я хожу на работу», – отвечал Григорий Иванович. На самом деле это так. Студенты, учащиеся школ, рабочие ЧТПЗ, ЧМЗ и других коллективов всегда рады встрече с фронтовиком, кавалером двух медалей «За отвагу», трёх медалей «За боевые заслуги», медалей «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За освобождение Белоруссии», ордена Отечественной войны и многих юбилейных наград, интересным собеседником Г.И. Вагановым.

Он участвует во всех ветеранских мероприятиях, выступает на них. «Мой брат Павел прожил 103 года, умирая, сказал: Григорий, ты должен прожить не меньше ста лет. Я стараюсь», – с улыбкой говорит Григорий Иванович. Скучать ему пока некогда, работает над книгой, назвал её «Пережитое». Сигнальный экземпляр уже готов, готовится издать её. Всегда на связи, рад пообщаться, поделиться своими мыслями. И возраст ему не помеха, он его просто не ощущает. Каждое утро занимается гимнастикой, принимает контрастный душ, ведёт активный образ жизни.

Card image cap
Более подробно ознакомиться с историей Ветерана вы можете в статье (перейдя по ссылке)
«Это Курская битва, отстояли мы в ней все, что свято»